Генеральный партнёр — Российский этнографический музей.
Технический партнёр — Световые инструменты для профессионалов aledo.
Идея и вдохновение Анны Михайловой.
Концепция, сценарий, тексты и трансляция смыслов Нади Пантюлиной.
Кураторская группа победителей конкурса «Люди в музее. Настоящее и будущее»:
Екатерина Калашникова, начальник отдела по работе с посетителями Музея-заповедника «Останкино и Кусково» и менеджер по культурно-массовой деятельности Дома-музея Марины Цветаевой, Москва, работа над экскурсией к выставке и описалние модели включения в проект принимающих музеев;
Юлия Кузнецова, ученый секретарь Историко-литературного музея города Пушкина, Пушкинский район Санкт-Петербурга, создание детского аудиогида;
Анастасия Маковецкая, научный сотрудник Музея истории города Бородино, Красноярский край, верстка и подготовка к печати;
Мария Мамаева, научный сотрудник Соликамского краеведческого музея, Соликамск, Пермский край, вдумчивая вычитка текстов;
Дмитрий Шумилов, начальник отдела музейно-просветительской работы в Международном центре реставрации, методист в Рождественском филиале «Музейное агентство» – Музее-усадьбе «Рождествено», подбор воспоминаний для шага «Рядом или вместе».
Рукописные тексты, афиша, рисунки художника Янки Михалко.
Конструкции выставки созданы «Студией Ъ»:
Егор Абаринов, Екатерина Тинькова, Дмитрий Ручкин, Андрей Зубарев, Леонид Теряев, Евгений Ткачев, Артем Рогачев, Константин Грохольский.
Помощь в монтаже: Полина Хилько, Алексей Симонов, Солмаз Гусейнова, Михаил Железников, Елена Наумова, Павел Середин, Василиса Зуйкова.
Над архитектурой выставки работали сотрудники Бюро «Метаформа»:
Андрей Торопов, Ксюша Макаренкова, Лиза Игошева, Саша Герман-Галкин, Оля Новожилова, Ира Кирюхина.
Шрифт текстов выставки Roboto Condensed разработан Кристианом Робертсоном.
В афишу включен фрагмент работы «Две руки» Петруса Йоханнеса ван Рейсшута (1710 – 1772) из собрания Национального музея Нидерландов, Rijksmuseum, Амстердам.
Металлический каркас выставки придуман по вдохновению от работы «Поле тела» Энтони Гормли.
Свои руки для афиши доверили-предоставили: Леонид Копылов, Надя Пантюлина,
Алеся Атрощенко, заведующая, и Евгений Рубинов, научный сотрудник библиотеки МВШСЭН (Шанинки), фотографировала Александра Астахова.
Над проектом работали
Команда АНО «Идеи для музеев»:
Татьяна Давыдова, куратор конкурса профессионального мастерства,
Елена Колесникова, куратор образовательной программы конкурса,
Ольга Кудинова, менеджер проекта,
Карина Назанян, специалист по PR,
Яна Дерендяева, SMM-менеджер.
Команда Российского этнографического музея:
директор Юлия Купина,
заместитель директора по научной работе,
научно-экспозиционной деятельности
и подготовке научных кадров Елена Герасименко,
заместитель директора по общим вопросам Андрей Мельников,
советник директора Федор Демешко,
заведующая отделом внешних связей Елена Лавина,
специалист по связям с общественностью Ксения Воздиган,
специалист по связям с общественностью I категории Анастасия Степанова,
научный сотрудник отдела этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы Валерия Баранова, которая подобрала предмет для участия в выставке,
научный сотрудник отдела этнографии русского народа Станислав Петряшин, тексты которого о «куриных богах» помогли авторам выставки,
низкий поклон администраторам музея: Сергею Борисовичу, Александру, Екатерине.
Команда Студии Суть медиа:
Саша Ходот создала фирменный стиль проекта,
Владимир Гунько и Варвара Мишкорудная создали сайт выставки.
Команда веб-студии One design Александр Кетов и Евгений Степанов создали раздел проекта на сайте «Идеи для музеев» и настроили сайт выставки.
Дизайнер Иван Николаев оформил презентации и баннер конкурса.
Арт-консультант Ася Большова записала и смонтировала выпуски подкастов проекта «Люди в музее».
Фотографы:
Александра Астахова, фотографии предметов и контрапункта рук и первого экспонирования готовой выставки;
Солмаз Гусейнова, фотографическое исследование дома Шуппе и опросы жителей дома, монтаж выставки;
Полина Мякишева, стратегическая сессия и монтаж выставки.
Финалисты конкурса «Люди в музее. Настоящее и будущее»:
Рудольф Голубев (Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина), Алексей Лучкин (Государственный музей обороны Москвы), Анастасия Кожевникова (Новороссийский исторический музей-заповедник), Юлия Васина (Южно-Уральский государственный университет), Евгения Изотова (Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина), Екатерина Дмитрейко (Музей-усадьба В.И. Сурикова), Айгуль Гатина (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), Наталья Клапунова (Музей «Невская застава»), Эльвира Дружинина (Государственный исторический музей Южного Урала), Людмила Умнова (Музейное объединение Ненецкого автономного округа), Ольга Берловская (Музей города Северска), Ольга Пригодина (Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей), Наталья Ратникова (Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково»), Зинаида Медведкова (Белгородский государственный музей народной культуры), Виталия Наджафова (Гороховецкий историко-архитектурный музей).
Стратегическую сессию конкурса провели Надя Пантюлина и Ирина Кирюхина.
Жюри конкурса:
Юлия Купина, Российский этнографический музей; Анастасия Князева, Мурманский областной краеведческий музей; Анна Михайлова, АНО «Идеи для музеев»; Ольга Огурцова, Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова;
Наталья Козловская, АНО «Экология культуры»; Надя Пантюлина, Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева; Иван Черкасов, Красноярский краевой краеведческий музей.
О предметах дома Шуппе думали:
Наталия Лебина, доктор исторических наук, профессор, исследователь истории советской повседневности;
Алексей Бойко, кандидат искусствоведения, ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Государственного Русского музея;
Леонид Белов, кандидат биологических наук, член Союза краеведов России и Содружества Мещерского края, где было несколько стекольных заводов;
Валентина Кузнецова, кандидат исторических наук, археолог, художник по металлу;
Аида Беглова, дизайнер интерьеров.
Благодарим:
Компанию FOTOLAB и менеджера Екатерину Вуйцицкую за печать фотографий и этикеток;
фабрику «Ёдгорлик» города Маргилана в Узбекистане, компанию «Шарком» и Рустама за шелк ручной работы;
компанию «Бюро тканей» за итальянский шелк.
PR-менеджера Викторию Тищенко и менеджера по работе с партнерами Алину Кустовецкую компании Световые инструменты для профессионалов aledo за согласование партнерских отношений.
Ирину Жандарович, реставратора высшей квалификационной категории Центра консервации и реставрации документов Библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, за исследование и раздублирование сцементированного фрагмента обоев из дома Шуппе.
Ксению Зубакину, хранителя коллекции «Пермская деревянная скульптура» Пермской государственной художественной галереи, за руки, деликатно упаковывающие ангела, и Ольгу Шур, руководителя пресс-службы, за видеофиксацию.
Юлию Тавризян, директора Пермской государственной художественной галереи, мгновенно поддержавшую просьбу, за содействие в съемке.
Петра Бабицкого, режиссера, смонтировавшего оба фильма для выставки.
Романа Студенникова, заведующего мастерской реставрации мебели Центра имени академика И. Э. Грабаря и реставратора высшей квалификационной категории, за исследование и консервацию деревянных предметов.
Дениса Кузнецова, ученого секретаря Национального музея Республики Карелия, за умный разговор, быструю помощь в поиске консультаций,
Екатерину Логвиненко, научного сотрудника Национального музея Карелии, за уточнение атрибуции предметов и показанную ею в лекции фотографию.
Сотрудников Фотографического музея «Дом Метенкова», филиала Музея истории Екатеринбурга: заведующую Анастасию Мартынову, куратора выставочных проектов и экспозиционера Анастасию Елизарьеву, архивиста и исследователя Елизавету Прокину за подбор фотографий для выбора одной важной и нужной, и Алену Союрову, заместителя директора по фондам Музея истории Екатеринбурга, за оперативную коммуникацию.
Кристину Горланову, куратора и художницу, за помощь и связь с сотрудниками Фотографического музея «Дом Метенкова».
Людмилу Старилову, специалиста по изучению и популяризации предметов музейного фонда РОСФОТО, исследователя фотографии, за атрибуцию деталей включенных в выставку фотографий, распознание значка инженера Киселева (Всесоюзное общество изобретателей
и рационалистов, ВОИЗ, в чертежном треугольнике написано «Изобретатель. Ударник техники»).
Светлану Бурлак, профессора РАН, специалиста по происхождению и эволюции языка, за рецензирование экспликации выставки и удовольствие от интеллектуального разговора. И Генри Ольденбурга, немецкого-английского ученого, дипломата, богослова,
который в середине 17 века ввел в обиход практику рецензирования.
Розу Иоффе, режиссера и создателя культуры радиотеатра, благодаря которой дети нашей страны слышали и могут слушать сказку Оле-Лукойе и звуковые записи огромного количества текстов наследия; была дважды уволена: во время антиеврейской кампании борьбы с космополитизмом и «за профнепригодность».
Татьяну Авруцкую, хранителя мемориального кабинета-музея Н. И. Вавилова Института общей генетики РАН, за консультацию о работе Бориса Астаурова с тутовым шелкопрядом, она помнит живыми генетиков Иосифа Рапопорта и Владимира Эфроимсона и детали событий.
Марину Шапошникову, заведующую Музейным образовательным центром, и Сергея Рябинцева, главного хранителя Костромского музея-заповедника, за помощь в уточнении особенностей ударения в слове «куричий».
Ольгу Христофорову, директора Центра типологии и семиотики фольклора и профессора Центра социальной антропологии РГГУ, ведущего научного сотрудника Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС и Центра исследований фольклора и антропологии города МВШСЭН, за рецензирование текста о «курином боге» и популярное объяснение магических практик прошлого и современности в коротких лекциях образовательной платформы ПостНаука.
Айзека и Филомену из «Сказки для Анри» Янки Михалко, которые стали прародителями нарисованных героев выставки.
Елену Александрову, доцента кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психолого-педагогический университета, за атрибуцию сюжета китайского чайника клуазонне.
Константина Грохольского за колпак для включенных в выставку предметов музейного фонда РФ и механизм появления глаз у ножниц;
Виталия Чугунова и Ивана Кузьмина за монтаж светового оборудования aledo с вариативностью для путешествий.
Никиту Сазонова, художника и музейного проектировщика, за помощь в поиске надежных людей и поддержку словом.
Мишу Мельниченко, директора, и сотрудников проекта и корпуса «Прожито» за собранные личные истории и возможность использовать их в выставке.
Людмилу Ивановну, жительницу дома Шуппе в городе Санкт-Петербурге, за неожиданно совпадающие с нашими поисками воспоминания о «секретиках», которые она в детстве прятала во дворе.
Романа Киселева, директора Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, за качественные копии чертежей дома по улице Офицерской, 13 (на участке, принадлежавшем Тилло, Шуппе, Велиховой).
Михаила Яковенко, руководителя департамента по автоматизированным системам, технологиям и связи Политехнического музея, за ценные комментарии к рабочей документации выставки и за помощь с тяжелыми вещами на Ленинградском вокзале.
Александру Корзенкову за фото- и видеофиксацию пространства и навигации в Российском этнографическом музее, за помощь в монтаже и в день открытия.
Егора Мишина за встречу на Московском вокзале в Санкт-Петербурге.
Видеографа Леонида Данилкина и медиаволонтёра Марка Мирсона за отражение стратегической сессии конкурса «Люди в музее. Настоящее и будущее».
Благодарим людей за приобретенные предметы и их истории,
музеи за предоставленные фотографии:
Викторию из Ростова-на-Дону за дверь,
Сергея Лозенко из Бирюча Белгородской области и Андрея Смирнова из Галича Костромской области за дверные ручки;
Сергея Егорова из Тихвина за большое колесо,
Сергея из Дорогобужского городского поселения Смоленской области за малое колесо,
владельца из Владимира с аккаунтом «Ретро склад» за игрушечный велосипед;
Николая Петухова из Смоленска, Жанну и владельца с аккаунтом «Град Петров», Валентина из Майкопа за ножницы;
Дмитрия из Новороссийска за куклу Макса Оскара Арнольда;
Станислава из Архангельска за пестерь,
Елену из Мурманска и ее маму Екатерину Александровну Боярскую за грабилку,
Дениса из Санкт-Петербурга за комбайн для сбора ягод;
Надежду Сергеевну из Вологды за прялку, хапугу, именную корзину-набируху, ключ, мерник, вечернюю сумочку и пяльца;
Якова из поселка Карамышево Калининградской области за гирьки из Польши;
Вячеслава из Москвы за лупу Эшенбаха и Валеру из Санкт-Петербурга за лупу Польди;
Марию из Москвы за барометр, Николая Голуба из Заречного Пензенской области за фульгурит,
Максима из Москвы за кружевную салфетку его бабушки; Инну из Иркутска за домотканую дорожку ее бабушки,
Дмитрия из Санкт-Петербурга за домотканый половик его бабушки;
Александра из Москвы за рамки: пустую и с фотокарточкой и рассказанную историю солнечного света;
владельца с аккаунтом «Антикварный мир» за рамку со следом фотокарточки;
Дмитрия из Москвы за китайский чайник;
Ирину из Нижнего Новгорода за металлическую дверцу, которую хранила Тамара Елисеевна Стяжкина вместе с оригиналом портрета своей бабушки руки крепостного художника Ивана Волкова,
Романа из Санкт-Петербурга за предметы, найденные и сохраненные во время ремонта комнаты в доме Шуппе 1883 года постройки;
Илью Николаевича из Самары за самоварный поднос и владельца из Ставрополя с аккаунтом «Дешевле, чем у соседа» за капельник, которые теперь хранят камни берега Балтийского моря;
Андрея из Переславля-Залесского, Ивана из Ульяновска, мужа Дианы из Пскова,
Сергея из хутора Быкогорка Ставропольского края за грузики и прясла,
Романа из Котласа Архангельской области за бубенцы;
интернет-сервисы «Авито» и «Мешок» за возможность взаимодействий с владельцами предметов и удобный поиск;
транспортную службу СДЭК и почту РФ, курьеров Уланбека, Сергея, Екатерину, Довлата, Олега, Юрия и сервис Dostavista за доставку предметов.
Ольгу Владимирову, директора, Ксению Жабрееву, заместителя директора по развитию, и Анастасию Добжанскую, заведующую сектором хранения Кузбасского государственного краеведческого музея, Кемерово.
Алису Вяткину, директора, и сотрудников отдела изобразительных и документальных источников Национального музея Республики Татарстан, Казань.
Михаила Гольденберга, директора, Валентину Тергуеву, хранителя музейных предметов, Леонида Николаева, фотографа Национального музея Республики Карелия, Петрозаводск.
Ольгу Свиблову, директора, Елену Мисаланди, главного хранителя, Диану Гурову, руководителя отдела международных отношений Мультимедийного комплекса актуальных искусств, Москва.
Юлию Купину, директора, Наталью Прокопьеву, заместителя директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей, и Карину Соловьеву, заведующую отделом фотографии Российского этнографического музея, Санкт-Петербург.
Елизавету Лихачёву, директора, Ольгу Аверьянову, заведующую отделом фотографии, Марину Давыдову, научного сотрудника отдела фотографии, Лану Кареян, ведущего специалиста сектора продажи прав отдела продаж товаров и услуг Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва.
Благодарим всех хранителей, собирателей и исследователей, отдавших свои усилия предметам, которые стали текстом выставки.
Есть люди, которые напрямую не взаимодействовали с выставкой,
но она сделана на основе их мыслей и поиска:
Александр Аузан, Елена Никишина «Социокультурная экономика: как культура влияет на экономику, а экономика — на культуру», курс лекций, доступен на сайте экономического факультета Московского университета, опубликован в 2018 году.
Морис Хальбвакс «Социальные рамки памяти», перевод и вступительная статья Сергея Зенкина, Новое издательство, 2007, доступен оцифрованный полный текст.
Оксана Мороз «Этика репрезентации прошлого и идентичности современности», доклад для Центра Сэфер, доступен на ютуб.
Светлана Адоньева и Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс. Миры русской деревенской женщины», перевод Анны Зиндер, Новое литературное обозрение: Научная библиотека, 2021; свободно доступно интервью Светланы Адоньевой «Женщина берет на себя ответственность за отношения живых и мертвых».
Пьер Нора «Проблематика мест памяти», Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999, доступен оцифрованный полный текст.
Доминик ЛаКапра, автор пока не переведенных на русский язык книг «История в пути: опыт, идентичность, критическая теория» и «Написание истории, написание травмы», на русском языке доступно множество обсуждений предложенной им модели описания работы с прошлым: отыгрывание (тексты памяти) и проработка (тексты о памяти); в свободном доступе его эссе «Что cущественно для гуманитарных дисциплин?» в переводе Андрея Олейникова.
Алейда Ассман «Новое недовольство мемориальной культурой», перевод Бориса Хлебникова, Новое литературное обозрение, 2023, оригинал издан в 2013 году.
Рональд Инглхарт «Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества», основатель начатой в 1981 году международной исследовательской программы «Всемирная карта ценностей», анализ ценностей, убеждений и норм людей в сравнительной межнациональной и временной перспективе и их связи с качеством жизни на основе репрезентативных сравнительных социальных опросов, которые проводят по всему миру каждые 5 лет, доклад в свободном доступе.
Мы пробуем сохранить или вернуть ощущение персональности людям в музее. И увидеть других участников множества человеческих взаимодействий.