Концепция выставки «Люди в музее. Настоящее и будущее»
Основные положения

Эта концепция, с которой мы начинали работу над выставкой. Автор — Надя Пантюлина.

1
Цель: предложить направление развития музейного дела, устроить поле для такого разговора.
2
Музей — институт, агент влияния и медиа, пространство и способ взаимодействия людей и культур.
3
Выставка — исследование взаимодействий людей — субъектов культуры, она соединяет в поле музея людей оставивших наследие, распоряжающихся им и пришедших соприкасаться.
4
Выставка — профессиональная рефлексия: тот, кто распоряжается, — ответственен, это мы, поэтому мы анализируем-осмысляем существующие проблемы отношений, внутримузейные и общечеловеческие.
5
Производим универсализацию: показываем не людей и лица, а следы действий и действия, осмысление которых открывает пути профессионального развития. Каждый из шагов-остановок путешествия внутри вставки строим на раскрытии действия, которое профессионально производят музейные люди и любые другие люди в своей человеческой жизни; даем ощущение соединения-сопряжения-связей трех категорий людей и их субъектности; одновременно у каждого шага есть символическая составляющая, отсылающая к глубоким слоям культуры.
6
Убираем нравоучение: выстраиваем путешествие-взаимодействие для людей 6+, с аудиогидом для 6−7, 8−10, чтобы взрослые имели возможность не отвлекаться на полное сопровождение ребенка, помогаем анализировать, задавая вопросы, создавая яркие впечатления. Постижение создаем движением, телом, ситуациями, в текстах используя принцип книг Оскара Бренифье и книги Александра Раскина «Как папа был маленьким». Отдельно нужно разработать сценарий занятия для малышей внутри выставки.
7
Тексты выстраиваем двумя линиями: детской и взрослой короткой — о человеческих отношениях, взрослой интеллектуальной — о наследии, аллюзиях, рисках и анализе.
8
В каждом шаге-остановке сценария раскрываем проблемы-риски с обозначением направлений выхода (предметоцентричность музея; способность людей опредмечивать других людей; нечувствование этики свидетельствования, распоряжение наследием уже неживых людей; нормализация насилия; трудность собирать недавнее прошлое и повседневность; умение показывать предметы, коллекции, в меньшей степени феномены и процессы; трудность публичного обсуждения проблем; трудность показывать музейными средствами радость, удовольствие, важность видения и планирования будущего).
9
Главный итог выставки: наследие собирают общими усилиями, ценность — общественная договоренность, музеи помогают ее формулировать и аккумулировать; распоряжаться наследием — трудно, помогает осознание субъектности участников, умение слышать и договариваться; наследие помогает соотносить себя с событиями и культурами прошлого, узнавать их и понимать себя.

10
Для институализации и даже бюрократизации прогрессивных идей нам надо разработать модели включения составных частей принимающих музеев.
Made on
Tilda